Различия между ЕАЭС и ЕвразЭС: что важно знать?

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Евразийское экономическое сообщество (ЕвразЭС) – это два экономических блока, которые были созданы с целью установления тесных экономических связей и сотрудничества между государствами на пространстве бывшего СССР.

ЕАЭС был создан в 2015 году и включает в себя Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию. А ЕвразЭС было создано в 2000 году за исключением Киргизии и Армении. Однако, в 2015 году ЕвразЭС было прекращено свою деятельность и практически полностью заменено на ЕАЭС.

Основной целью создания ЕАЭС является: улучшение благосостояния граждан стран участниц, усиление торгово-экономических связей, содействие в экономическом развитии, облегчение движения и пересечения государственных границ, создание общей рыночной экономики.

Основное отличие ЕАЭС от ЕвразЭС: в ЕАЭС участвуют только пять стран, в то время как в состав ЕвразЭС также входили Таджикистан и Узбекистан. Кроме того, в новый блок были введены правила орбитально налогового учета и установлена общая ставка НДС – это было сделано для того, чтобы максимально упростить экономические отношения между государствами.

Таким образом, ЕАЭС и ЕвразЭС – это два экономических блока, которые были созданы с целью установления тесных экономических связей между странами. Они имеют некоторые различия, которые важно знать для бизнесменов, предпринимателей и всех тех, кто хочет понимать, как работают экономические отношения на пространстве бывшего СССР.

История создания ЕвразЭС и ЕАЭС

Евразийское экономическое сообщество (ЕвразЭС) было создано в 2000 году с целью развития экономического сотрудничества между Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Позднее в 2006 году в состав ЕвразЭС была включена Армения.

Создание ЕвразЭС было обусловлено необходимостью объединения экономических ресурсов этих стран и укрепления сотрудничества в различных сферах, в том числе и в таможенном союзе.

Однако, в 2014 году было принято решение о создании нового экономического объединения — Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В отличие от ЕвразЭС, в ЕАЭС входят только Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия.

Основной целью создания ЕАЭС было углубление интеграции между странами-участницами, создание свободного общего рынка и повышение конкурентоспособности на мировой арене.

Более того, в 2015 году ЕвразЭС было ликвидировано, объединившись с ЕАЭС. В результате, существует только одно экономическое объединение — ЕАЭС.

Границы и состав стран-участниц

Евразийское экономическое сообщество (ЕвразЭС) было создано в 2000 году и включало в себя Россию, Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. Однако с течением времени состав группы изменился, и сейчас это уже неактуальна.

В 2015 году была создана Евразийская экономическая комиссия, которая входит в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Странами-участницами ЕАЭС являются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия.

Соглашение о создании ЕАЭС предусматривает свободный обмен товарами, услугами, капиталами и персоналом, а также возможность координации экономической политики в отношении третьих стран. Однако зона таможенного союза сохраняет общее таможенное пространство и общую торговую политику.

Границы стран-участниц, являются официальными таможенными границами ЕАЭС и контроль на них осуществляется силами таможенных органов. В качестве примера, таможенные пошлины и сборы, которые устанавливаются на территории одной страны-участницы, обязательны для уплаты на всей территории союза.

Таким образом, ЕАЭС представляет собой политическое, экономическое и торговое объединение пяти славянских и иранских государств.

Цели и задачи организаций

Евразийское экономическое сообщество (ЕвразЭС) было создано в 2000 году и включало в себя Россию, Казахстан, Белоруссию, Киргизию и Таджикистан. Основной целью организации было установление близких отношений между участниками, а также координация их экономической деятельности в различных сферах. В задачи ЕвразЭС входили создание единого экономического пространства, укрепление интеграционных связей, развитие свободной торговли и транспортных коммуникаций.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС), созданный на базе ЕвразЭС в 2014 году, состоит из России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Кыргызстана. Главная цель ЕАЭС заключается в создании благоприятных условий для экономического развития стран-членов за счет единой экономической политики. Задачами ЕАЭС являются снижение барьеров на пути свободного перемещения товаров, услуг, капитала и людей, создание единой регулятивной базы, координация экономической политики и содействие социально-экономическому развитию.

Итак, основная разница между организациями заключается в том, что ЕвразЭС было ориентировано на создание экономических связей между странами, тогда как ЕАЭС стремится к созданию единой экономической зоны. Задачи ЕАЭС более широкие, так как она является более совершенной и развитой версией своего предшественника.

Правовая база деятельности

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Евразийское экономическое сообщество (ЕвразЭС) имеют различную правовую базу деятельности. ЕвразЭС была создана на основе Договора о создании Евразийского экономического сообщества 2000 года, который был подписан Россией, Белоруссией, Казахстаном, Таджикистаном и Киргизией. Договор определял основные направления сотрудничества стран в экономической, торгово-экономической, научно-технической и других областях.

ЕАЭС, в свою очередь, был создан на основе Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного Россией, Белоруссией и Казахстаном в 2014 году. Названные страны подписали и другие соответствующие международные документы, которые определяют сферы сотрудничества и направления деятельности союза.

Кроме того, ЕАЭС имеет свою собственную таможенную универсальную систему, утвержденную Правительственной комиссией Евразийского экономического союза. Законы, принимаемые на уровне союза, имеют приоритет перед законами национальных государств, что предоставляет дополнительные преимущества в решении экономических и торговых вопросов.

Таким образом, ЕАЭС имеет более четкую и единообразную правовую базу деятельности, что дает дополнительные возможности для развития экономических отношений между странами-членами союза.

Различия в экономическом взаимодействии

ЕАЭС:

  • Единый рынок труда — граждане стран-участниц имеют право на работу в любой из них без разрешительной системы
  • Единое торговое пространство — свободное перемещение своих товаров без пошлин и квот между странами-участниками
  • Единый регуляторный механизм — общие нормы и стандарты регулирования товаров, услуг и производства
  • Единая таможенная политика — принципиально единые пошлины на импорт и экспорт между странами-участниками
  • Единая валюта — участники согласовывают свои экономические политики и валютные операции в единой валюте — российском рубле

ЕвразЭС:

  • Установление торгового режима — без повышенных тарифов и технических барьеров
  • Соглашение об энергетической кооперации — обмен энергоресурсами между странами-участниками
  • Создание единого предприятия по работе с космическим пространством — кооперация в сфере космической науки и технологий

В сравнении, ЕАЭС — это более широкий союз, который включает в себя более развитое экономическое интегрирование и стандартизацию, чем в ЕвразЭС. Евразийский экономический союз не нацелен на создание всестороннего экономического взаимодействия, а скорее на укрепление политических уз и обмен наиболее важными товарами и услугами.

Роли и функции Центрального Аппарата и Суда ЕАЭС:

Центральный Аппарат ЕАЭС — это постоянно действующий орган, который осуществляет координацию и управление деятельностью в рамках Евразийского экономического союза. Центральный Аппарат Центрального Аппарата осуществляет функцию секретариата, который готовит предложения, проводит подготовительную работу и осуществляет поддержку принятия решений Совета ЕАЭС. Кроме того, Центральный Аппарат осуществляет организационную поддержку Комиссии ЕАЭС и работает по вопросам реализации мероприятий, связанных с договорами между государствами-членами ЕАЭС.

Суд ЕАЭС — это орган, который занимается разрешением споров, связанных с применением правил Евразийского экономического союза. Деятельность Суда направлена на поддержание единого рынка и защиту интересов участников сделок. Суд рассматривает дела, возникающие между физическими и юридическими лицами, а также межгосударственные споры, связанные с применением правил ЕАЭС. Суд ЕАЭС является гарантом соблюдения прав и законных интересов участников экономических отношений на территории государств-участников.

Таким образом, Центральный Аппарат и Суд ЕАЭС выполняют важные функции для обеспечения стабильной работы Евразийского экономического союза и защиты интересов участников экономических отношений на территории государств-участников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: